Беликова Инга Николаевна

Беликова Инга Николаевна

Воспитатель

Образование: высшее

Закончила в 2010 году Московский педагогический государственный университет

Специальность: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

Педагогический стаж 9 лет.

Работаю по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы

Консультация для родителей «Логосказка в системе коррекции речевых нарушений»

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач. Кроме того, в логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:

Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.);

Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);

Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Для постановки сказок подходят различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы-БИБАБО, куклы на палочках, театр «Притворщик») Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок:

Артикуляционные ( развитие дыхания, артикуляционной моторики);

Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

Сказки, способствующие формированиюсвязной речи;

Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры. Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.

Логосказка «Заколдованная птица». (По мотивам тайской сказки «Болтливая птичка»)

Задача: выделение первого и последнего согласного звуков в словах.

Жила одна маленькая птичка с громким голосом. Она постоянно выкрикивала какие-нибудь слова. Однажды птичка нашла дерево, покрытое спелыми плодами. Их было так много, они были такими вкусными, но желание постоянно кричать не давало ей полакомиться. Слова так и вылетали. Птичка была заколдована. Добрая волшебница сможет расколдовать ее лишь после того, как будет определен первый и последний звук в услышанных нами словах.

Логосказка «Хитрый звук». (По мотивам латышской сказки «Хитрый путник»).

Задачи: выделение первого звука в слове; автоматизация звука Л в начале слова.

Ехал звук Л зимой через лес и заблудился. Добрался до какого-то дома, попросился на ночлег. Хозяин пустил, но с условием, всю ночь придумывать ему слова со звуком Л в начале слова. Ладно, — сказал звук Л, — только уговор, если меня перебьете – иду спать. Звук Л начал: Лодка, ложка, лампа, лодка, лодка, ложка … Ну а другого ничего не будет? – спросил хозяин. Напомнил звук Л про уговор, улегся на лежанке и сладко заснул. И приснился ему сон, что до самого утра развлекает хозяина. А сколько слов со звуком Л в начале слова может придумать каждый из вас.

Логосказка «Разные братья». (По мотивам сказки аборигенов Австралии «Два брата»).

Задачи: дифференциация звуков по мягкости – твердости; дифференциация звуков С — С на слух, в произношении; автоматизация звуков С, С в слогах, в словах.

Жили в одной деревне два брата звук С и С. Звук С был трудолюбив, а звук С — ленив. Однажды первый брат позвал второго собирать нектар, а тот отказался. Брат С приготовил много меда, но не вернулся к своему ленивому родственнику, потому что устал на него работать. Прошло время, и трудолюбивый брат превратился в пчелу, а ленивый в муху.

Сказка про девочку, которая как – то раз пошла в лес за грибами (экологическая сказка)

Жила – была девочка. Как – то раз пошла она в лес, за грибами.(Упражнение «Грибок»). Набрала она полную корзину грибов и собралась возвращаться домой. Вдруг пошѐл дождь. (Упражнение «Накажи непослушный язычок). Девочка спряталась под дерево. А на дереве сидел дятел. (Упражнение «Дятел»). Дождь прошѐл. Она понаблюдала за дятлом и пошла по тропинке дальше. Увидела речку.(Упражнение «Трубочка»). На берегу речки сидела большая лягушка(Упражнение «Лягушка). Девочка никогда не видела настоящих лягушек. Она хотела посмотреть на неѐ поближе, но лягушка прыгнула в воду. Девочка посмотрела в воду, но лягушки там не увидела. В воде она увидела рыбок, которые помахали ей своими хвостиками.(Упражнение «Часики») Девочка помахала рукой рыбкам и пошла домой.

Теремок

Стоит в поле теремок (руки над головой – это «крыша»)

Он не низок, не высок, не высок (приседают –« низок», встают – «высок»)

На двери висит замок, да замок ( сцепляют пальцы рук в «замок»)

Кто бы тот замок открыть помог? (пожимают плечами)

Слева зайка, справа мишка. (кивают головой вправо-влево)

Отодвиньте-ка задвижку! (тянут руки в стороны, но пальцы в «замке»)

Слева ежик, справа волк (кивают головой влево-вправо)

Нажимайте на замок! (сильнее сжимают пальцы)

Зайка, мишка, ежик, волк

Открывают теремок, теремок! («открывают замок», разводят руки в стороны)

Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.

WordPress theme: 1.15
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Перейти к верхней панели